среда, 13 сентября 2017 г.

Башня из слоновой кости

Итак, дорогие дамы, лето благополучно перетекло в осень, а мы с вами, изучив факторы, которые определили индивидуальный стиль Елизаветы Английской, смогли осознать, что отчасти театральная фигура "доброй королевы Бесс", по сути, была не только официальным образом правительницы и символическим олицетворением страны, но и защитой, средством обеспечить Елизавете хотя бы минимальный уровень душевного покоя и ощущения безопасности. Идеальным воплощением этой защиты, на наш взгляд, стало одно из любимых платьев королевы, которое она много раз надевала и обновляла по мере необходимости. Именно в этом платье Елизавета позировала для парадного портрета, который должен был продемонстрировать сохранность и безопасность Англии под властью королевы Бесс.


Здесь мы ожидаемо видим уже традиционный фортификационный фасон, чистый белый цвет и на удивление сдержанный и лаконичный декор.


Главное украшение платья - стилизованная решетка с цветами, сделанными из присборенных лент, декорированных золотыми розетками с камнями и жемчугом. Это прекрасно знакомый нам мотив цветущего сада, лелеемого заботливым садовником. Страна процветает, ведомая прекрасной, как цветы, королевой...


Двойной воротник - полуфреза с солнечными мотивами и второй, огромный нимбообразный на каркасе, также отсылают нас к другим нарядам Ее Величества. Окантовка большего воротника перекликается с розетками и ожерельем из тех же камней и жемчуга.


Это платье объединяет мотивы, которые мы видели в нескольких знаковых нарядах королевы: коронационном платье, "армадном", алых "форменных". В нем прослеживаются практически все темы и образы, уже обыгранные королевскими модельерами - Солнце, цветущий сад, море, чьи слезы - жемчуг - щедро использованы и здесь.


Это одно из самых интересных и элегантных платьев, несмотря на кажущееся однообразие цветовой гаммы. Даже в декоре перчаток и веера повторяются те же самые цвета и детали.


В этом платье Ее Величество неоднократно позировала живописцам, хотя, как мы знаем, имела возможность менять наряды более чем часто:


Кроме того, в этом платье добрую королеву Бесс в сопровождении торжественной процессии имели счастье лицезреть ее подданные:


Здесь, как видим, королева сняла верхний огромный воротник и чуть изменила комплект украшений, добавив массивную "орденскую" брошь на рукав и "орденский" же кулон, а также  кружевное ожерелье, имитирующее маленький плоеный воротник:


Почему же из всего своего обширного и разнообразного гардероба королева особо выделяла именно это платье?

Массивное, громоздкое, но при этом парадоксально изящное и лаконичное, это белое платье является прекрасным визуальным воплощением очень важной метафоры - "башни из слоновой кости". Пытаясь осознать особенности своей личности и с этой целью выстраивая собственные символические ряды, Елизавета, конечно же, не могла пройти мимо нее. В средневековой традиции эта метафора использовалась по отношению к Деве Марии. Вся символика, так или иначе отсылающая к образу Пречистой Девы, воплощению красоты и непорочности, как мы с вами уже выяснили, имела огромное значение для королевы-девственницы.


Со временем образ башни из слоновой кости наполнился новыми смыслами: духовные искания, обособленность, уединение, добровольная изоляция. Можно сказать, что такая башня - это идеал убежища, которое всю жизнь так жаждала обрести Елизавета.


Увы, уединение в башне, пусть даже белоснежной и прекрасной, не только дает защиту и безопасность, но и несет с собой одиночество. Рано или поздно укрытие превращается в тюрьму, а беглец - в узника. Но и одиночество здесь не самое страшное открытие.

Отторгнув живую связь с другими людьми, в один далеко не прекрасный момент беглец обнаруживает,  что эта жертва была напрасной, ведь в итоге он так и не смог укрыться от своих врагов и войны, которую так долго с ними вел. Ведь теперь это - иная война. Она всегда с ним, какие бы укрепления он не возводил, она внутри него самого, и лицо врага смотрит на него из каждого зеркала.


Роль доброй королевы Бесс, победительницы испанской Армады, созидательницы Империи, требовала от Елизаветы постоянного напряжения и полной отдачи. О чем же она думала, когда наконец оставалась наедине с собой? Кого она видела в зеркале? Увы, об этом мы можем только догадываться. Великая королева, одинокая душа... Узница иной войны.

2 комментария:

  1. Решетка?! Британия - тюрьма народов! Габсбурги пур тужур! Даешь католицизм! *воинственно размахивает куском ГОРГЕРЫ*

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ладно, раз уж Вы, шери Манон, так придирчивы к терминологии - не решетка, а ШПАЛЕРА ))

      Удалить