Итак, дорогие дамы, лето благополучно перетекло в осень, а мы с вами,
изучив факторы, которые определили индивидуальный стиль Елизаветы
Английской, смогли осознать, что отчасти театральная фигура "доброй
королевы Бесс", по сути, была не только официальным образом
правительницы и символическим олицетворением страны, но и защитой,
средством обеспечить Елизавете хотя бы минимальный уровень душевного
покоя и ощущения безопасности. Идеальным воплощением этой защиты, на наш
взгляд, стало одно из любимых платьев королевы, которое она много раз надевала и обновляла по мере необходимости. Именно в
этом платье Елизавета позировала для парадного портрета, который должен
был продемонстрировать сохранность и безопасность Англии под властью
королевы Бесс.
Здесь мы ожидаемо видим уже традиционный фортификационный фасон, чистый белый цвет и на удивление сдержанный и лаконичный декор.
Главное украшение платья - стилизованная решетка с цветами, сделанными из присборенных лент, декорированных золотыми розетками с камнями и жемчугом. Это прекрасно знакомый нам мотив цветущего сада, лелеемого заботливым садовником. Страна процветает, ведомая прекрасной, как цветы, королевой...
Двойной воротник - полуфреза с солнечными мотивами и второй, огромный нимбообразный на каркасе, также отсылают нас к другим нарядам Ее Величества. Окантовка большего воротника перекликается с розетками и ожерельем из тех же камней и жемчуга.
Это
одно из самых интересных и элегантных платьев, несмотря на кажущееся
однообразие цветовой гаммы. Даже в декоре перчаток и веера повторяются
те же самые цвета и детали.
В этом платье Ее Величество неоднократно позировала живописцам, хотя, как мы знаем, имела возможность менять наряды более чем часто:
Кроме того, в этом платье добрую королеву Бесс в сопровождении торжественной процессии имели счастье лицезреть ее подданные:
Здесь, как видим, королева сняла верхний огромный воротник и чуть изменила комплект украшений, добавив массивную "орденскую" брошь на рукав и "орденский" же кулон, а также кружевное ожерелье, имитирующее маленький плоеный воротник:
Почему же из всего своего обширного и разнообразного гардероба королева особо выделяла именно это платье?
Массивное, громоздкое, но при этом парадоксально изящное и лаконичное, это белое платье является прекрасным визуальным воплощением очень важной метафоры - "башни из слоновой кости". Пытаясь осознать особенности своей личности и с этой целью выстраивая собственные символические ряды, Елизавета, конечно же, не могла пройти мимо нее. В средневековой традиции эта метафора использовалась по отношению к Деве Марии. Вся символика, так или иначе отсылающая к образу Пречистой Девы, воплощению красоты и непорочности, как мы с вами уже выяснили, имела огромное значение для королевы-девственницы.
Со временем образ башни из слоновой кости наполнился новыми смыслами: духовные искания, обособленность, уединение, добровольная изоляция. Можно сказать, что такая башня - это идеал убежища, которое всю жизнь так жаждала обрести Елизавета.
Увы, уединение в башне, пусть даже белоснежной и прекрасной, не только дает защиту и безопасность, но и несет с собой одиночество. Рано или поздно укрытие превращается в тюрьму, а беглец - в узника. Но и одиночество здесь не самое страшное открытие.
Отторгнув живую связь с другими людьми, в один далеко не прекрасный момент беглец обнаруживает, что эта жертва была напрасной, ведь в итоге он так и не смог укрыться от своих врагов и войны, которую так долго с ними вел. Ведь теперь это - иная война. Она всегда с ним, какие бы укрепления он не возводил, она внутри него самого, и лицо врага смотрит на него из каждого зеркала.
Роль доброй королевы Бесс, победительницы испанской Армады, созидательницы Империи, требовала от Елизаветы постоянного напряжения и полной отдачи. О чем же она думала, когда наконец оставалась наедине с собой? Кого она видела в зеркале? Увы, об этом мы можем только догадываться. Великая королева, одинокая душа... Узница иной войны.
Здесь мы ожидаемо видим уже традиционный фортификационный фасон, чистый белый цвет и на удивление сдержанный и лаконичный декор.
Главное украшение платья - стилизованная решетка с цветами, сделанными из присборенных лент, декорированных золотыми розетками с камнями и жемчугом. Это прекрасно знакомый нам мотив цветущего сада, лелеемого заботливым садовником. Страна процветает, ведомая прекрасной, как цветы, королевой...
Двойной воротник - полуфреза с солнечными мотивами и второй, огромный нимбообразный на каркасе, также отсылают нас к другим нарядам Ее Величества. Окантовка большего воротника перекликается с розетками и ожерельем из тех же камней и жемчуга.
Это платье объединяет мотивы, которые мы видели в нескольких знаковых нарядах королевы: коронационном платье, "армадном", алых "форменных".
В нем прослеживаются практически все темы и образы, уже обыгранные
королевскими модельерами - Солнце, цветущий сад, море, чьи слезы -
жемчуг - щедро использованы и здесь.
В этом платье Ее Величество неоднократно позировала живописцам, хотя, как мы знаем, имела возможность менять наряды более чем часто:
Кроме того, в этом платье добрую королеву Бесс в сопровождении торжественной процессии имели счастье лицезреть ее подданные:
Здесь, как видим, королева сняла верхний огромный воротник и чуть изменила комплект украшений, добавив массивную "орденскую" брошь на рукав и "орденский" же кулон, а также кружевное ожерелье, имитирующее маленький плоеный воротник:
Почему же из всего своего обширного и разнообразного гардероба королева особо выделяла именно это платье?
Массивное, громоздкое, но при этом парадоксально изящное и лаконичное, это белое платье является прекрасным визуальным воплощением очень важной метафоры - "башни из слоновой кости". Пытаясь осознать особенности своей личности и с этой целью выстраивая собственные символические ряды, Елизавета, конечно же, не могла пройти мимо нее. В средневековой традиции эта метафора использовалась по отношению к Деве Марии. Вся символика, так или иначе отсылающая к образу Пречистой Девы, воплощению красоты и непорочности, как мы с вами уже выяснили, имела огромное значение для королевы-девственницы.
Со временем образ башни из слоновой кости наполнился новыми смыслами: духовные искания, обособленность, уединение, добровольная изоляция. Можно сказать, что такая башня - это идеал убежища, которое всю жизнь так жаждала обрести Елизавета.
Увы, уединение в башне, пусть даже белоснежной и прекрасной, не только дает защиту и безопасность, но и несет с собой одиночество. Рано или поздно укрытие превращается в тюрьму, а беглец - в узника. Но и одиночество здесь не самое страшное открытие.
Отторгнув живую связь с другими людьми, в один далеко не прекрасный момент беглец обнаруживает, что эта жертва была напрасной, ведь в итоге он так и не смог укрыться от своих врагов и войны, которую так долго с ними вел. Ведь теперь это - иная война. Она всегда с ним, какие бы укрепления он не возводил, она внутри него самого, и лицо врага смотрит на него из каждого зеркала.
Роль доброй королевы Бесс, победительницы испанской Армады, созидательницы Империи, требовала от Елизаветы постоянного напряжения и полной отдачи. О чем же она думала, когда наконец оставалась наедине с собой? Кого она видела в зеркале? Увы, об этом мы можем только догадываться. Великая королева, одинокая душа... Узница иной войны.
Решетка?! Британия - тюрьма народов! Габсбурги пур тужур! Даешь католицизм! *воинственно размахивает куском ГОРГЕРЫ*
ОтветитьУдалитьЛадно, раз уж Вы, шери Манон, так придирчивы к терминологии - не решетка, а ШПАЛЕРА ))
Удалить